На главную

АССОЦИАЦИИ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ

(заметки по поводу)

 

Чем характерны работы авторов, пишущих в жанре фантастики? Эмпирически замечено, что почти все они работают на очень хорошем литературном уровне, мысль излагают грамотно, складно, без кучерявостей, не злоупотребляют объемами сверх меры. Короче говоря — читать фантастов приятно. Особенно приятно, когда понимаешь о чем речь.

А вот судить о присланных в нынешнем конкурсном году в «Метафорическую деформацию» произведениях все же сложно — никто не знает, как выглядит мир будущего или куда может занести человека во Вселенной. Воображение у всех нас разное, поэтому критерием с большой степенью допущения мне послужит убедительность и логика в описании тех невероятных событий, которыми должна кишеть метафорическая деформация в представлении автора.

Итак, начинаем. Если угодно — поехали!

 

Нина Мазай

Улыбка вселенной

 

Клубящийся поток чужого сознания способен сбить с толку кого угодно. Признаться, добраться до части, озаглавленной «Елена», мне удалось не сразу.

Если бы знать, что ключ к рассказу именно в ней!

После прочтения всей работы до конца, стал понятен замысел автора. Мое мнение: предисловие — все же назову его так — слишком перегружено. А идея «Улыбки» — отличная.

 

Дмитрий Сарвин

Исход

 

Прочтя «Исход», некоторые наши сограждане вздохнут с облегчением — мы так и думали. Теперь с кое-какими соседями и начальниками (откуда они такие взялись?) все стало более-менее понятно.

А вот британские ученые Хойл и Викрамасингх прочитали бы данную работу с приятным удивлением. Поскольку она, так сказать, детализирует теорию (достаточно спорную) панспермии Рихтера и их гипотезу о зарождении жизни на Земле из микроорганизмов, прибывших извне. Ведь космический ветер несет, согласно утверждению Викрамасингха, частицы, состоящие в том числе и из замёрзших клеток и бактерий.

Разновидность панспермии — разумная панспермия — весьма часто используемая идея для фантастических сюжетов. Сериал «Стар трек» — первое, что подсказывает память.

Но здесь мы имеем свежую и доселе (как мне кажется) не пользованную версию, которая, возможно, тоже когда-нибудь обретет имя собственное, имя своего первооткрывателя, показавшего, что наша жизнь зародилась и эволюционировала из того величайшего сонма самых разнообразных микроорганизмов, коими так насыщены обыкновенные какашки.

Захватывающая история про засасывание космического корабля в дисперсионную воронку не лишена глубокого смысла: единственный человек на борту — Ллойд, венец творения — в трудную минуту снимает с себя ответственность, слушает совета сбрендившего компьютера и вываливает на «стерильный шарик» кучи этого самого. Это так по-человечески! Veni, Vidi, Satus!

После чего совсем другой смысл приобретают слова песни «Вышли мы все из народа…»

Ну, а если быть серьезным, то тревоги Ллойда скорее всего беспочвенны — и не то сгорает при входе в плотные слои атмосферы Земли…

 

Михаил Ламм

Последний день осени

 

Если бы вы шли к дантисту, ожидая мучений, а вместо них получили оргазм? Я двумя руками за такую фантастику.

Странное видение, если та, с кем развелся герой через три года после свадьбы, ждет его спустя много лет дома. Воспоминание фрагмента прошлого дает, по крайней мере, два варианта произошедшего, и какой выбрать — решает читатель.

Равно как и считать это фантастикой или нет.

 

Леонид Исаенко

Всевидец

 

Фирменная легкость и уверенность пера с характерным узнаваемым юмором заслуженного автора присутствует в полной мере и в этом относительно небольшом произведении.

Прочел я его и призадумался…. Конец трагический, а получается, что он предопределен — никак нельзя людям давать чужие мысли читать как свои собственные. Никоим образом. Иначе хаос и распад. Жаль, конечно, Людочку, сотрудницу научно-популярного журнала, и тоска ее безысходная и безутешная понятна, но история нас учит — все гениальные изобретения попадают волшебным образом к военным и политикам. Представьте, если бы за дело взялись генерал Гровс или наш Лаврентий Павлович.

Трагедия Трофимыча была предопределена. Если не физическая, то моральная точно. И рыбешек с рядом фитофоров по бокам заставили бы работать во «имя высоких и благородных» целей. Их стали бы отлавливать стальными тралами, выскребая морское дно на метр в глубину. Океан бы кипел… Так что, как говорят преферансисты в старом анекдоте о похоронах — после четырех взяток на мизере и так неплохо вышло.

 

Моргана Руднева

Становится темно и батарея садится

 

Вот она — фантастика в чистом, изначальном, если угодно, первородном виде. Марс. Песок. Умирающая машина. Какой потрясающий свежий сюжет!

А верите ли вы, что даже у бензонасоса, состоящего из корпуса, рычага, пружинки и мембраны, тоже есть душа? Кто верит в это — рассказ в самое сердце. Безумно жаль гибнущую.

Ее послали отработать и умереть, обрядили в сборочном цехе, бережно, как покойницу, уложили в ракету-катафалк и молча проводили на далекий полигон, где уже замер навечно не один десяток подобных аппаратов.

Кто говорил с ней, уже стоящей одним колесом на краю могилы? Я думаю — это был Ангел всех машин. Тот, кто верит в их бессмертную душу.

«Становится темно и батарея садится» — сколько горького смысла в этой фразе! Она может стать и эпитафией человечеству.

Я точно буду по ней скучать. Это потрясающая история.

 

Николай Бенгин

Хрупкая цепочка причин

 

Не увлекло. Может быть из-за неспешности повествования, может быть от многочисленных ненужных деталей, может быть от невразумительности фабулы, но не тронуло. Представилось маленьким незаконченным куском чего-то большого и запутанного.

 

Jason Cast-Quell

Стальное сердце

 

Написано пока что неверной рукой начинающего литератора. Автор далек от техники (которая про механизмы), но это не умаляет достоинств темы. Идея сюжета возвышенная, правильная, социально ориентированная. С этим у JC-Q все в порядке.

А забавные глюки, изобилующие в тексте («погрязшие в туманном следу беспилотники», «запах аргонового топлива», «дистиллированная резина», «просторная одинокая студенческая квартира», «энергетический андроид», «накинув куртку на спинку кресла, я опустил на нее голову и лег»,  «чтобы побыстрее заснуть, я решил поговорить» и еще много-много чего, мало похожего на русский язык) происходят скорее всего по трем причинам.

Первая — автор действительно Jason, и нам предоставлен неправленый машинный перевод. Если да, то научиться русскому — дело наживное. Если Jason — это псевдоним, то обязательное.

Второе. Автор юн. Проскальзывающая в тексте ритуальная привязанность к беспроволочным телефонам и заряжающим устройствам (они все еще существуют?) присуща именно молодежи. Пожелаю ему успехов в учебе (особенно в химии) и творчестве.

Ну и третье. А если он — гость из будущего? Кто знает, как оно там все устроено? Может и вправду в Москве живут только из-за фонтанов в Царицыно, и на завтрак надо обязательно что-нибудь отхватывать? А я придираюсь… В общем, всем троим пожелаю поучаствовать в конкурсе и в следующем году.

 

Павел Лец

РазРешение

 

Увы, это язвительная сатира на звонящую в дверь действительность. Фантастика ли это? Трудно сказать…. Грустно и горько читалось. Зачатки угнетающей картины будущего уже сейчас начинают окружать и накрывать. Не в такой, конечно, технологически продвинутой форме, но событийная суть просматривается точно и верно.

Автор безусловно наблюдателен, искушен, интересен, но рассказу не хватило остроумной изюминки в концовке, отчего «РазРешение» больше похоже на фельетон. Концовки в стиле наших реалий, что-нибудь этакое: пенсионера оживляют, лупят по щекам со словами: «Мужчина, доброе утро! В вашем подъезде акция — распродажа новой жизни, ликвидация склада таможенного конфиската. Поздравляем, ваш контроллер был под замену, мы его сменили в рассрочку на импортный. Не волнуйтесь — льготный кредит 5% в день под залог квартиры уже оформлен. Мужчина, шевелитесь, шевелитесь, оживайте быстрее, у нас очередь, освобождайте койку, к вам пришли коллекторы».

 

Владимир Дементьев

Заурядный случай

 

Верно озаглавлено — случай и впрямь заурядный. Эти черти совсем одолели, вечно им неймется как клеркам Сбербанка, так и лезут, так и лезут. И поводы дьявольскому отродью материализоваться всегда одни и те же — личные нужды клиента.

Технически мистическая история выполнена на высоком уровне, но это, к сожалению, только единственная причина отметить рассказ. Ассоциация после прочтения — то был выстрел из пушки по воробьям. С таким мастерством рассказчика да сюжетик бы посвежее… Случай стал бы незаурядным.

 

Андрей Рябов, Лека Ман

Метро

Увлекательно, но непонятно. Про метро — модно. Подземелье всегда полно ужасов. Светловолосая девушка в бежевом пальто — это смерть Андрея?

Или все рассказано для предупреждения преферансистов: «Ребята! Заканчивайте дурью маяться, а ну все по домам, в семью?»

 

Сергей КАРДО