На главную

Юрий Гельман

Комментарии

 

«В этом году у нас в конкурсе «МД» десять участников. Это — мало, учитывая, сколько в стране новоявленных и вполне состоявшихся фантастов. Как там сказал Александр Блок — тьмы, и тьмы, и тьмы? Вот это про современных русскоязычных фантастов наиболее точное определение».

Я не случайно процитировал слова Леонида Кузнецова, размещенные под нынешним конкурсом. Напомню (в скобках), что в прошлом году конкурсантов было даже на одного меньше. И меня, постоянного члена жюри, эта ситуация, как ни странно, удивляет, но еще больше тревожит. Будто это для меня замечательный литературный проект стал нерентабельным, будто это у меня конкурирующие интернет-площадки отбили участников…

Казалось бы, чего мне напрягаться: конкурсантов меньше, стало быть и работы у члена жюри меньше — расслабься и радуйся очередному сборнику с собственным рассказом. Но, знаете, положа руку на сердце — как-то обидно. И где же эти тьмы? Куда разбежались?

Очень надеюсь, что организаторы «МД» сумеют проанализировать существующую тенденцию и найти новые способы привлечения к проекту как можно большего количества талантливых людей. А в том, что они действительно существуют на просторах русскоязычного сообщества, сомневаться не приходится. Может быть их не тьмы, но они есть!

Что касается присланных работ. Я не склонен растекаться мысью по древу, но для каждого автора приготовил по несколько слов — для кого-то чуть больше. Надеюсь, эти слова будут ёмкими и понятными каждому.

 

Итак.

Jauson Cast-Ouell. «Стальное сердце»

Юный автор, спрятавшийся за псевдонимом, видно, что переполнен гуманистическими идеями, видно, что переполнен (насколько это возможно) фантастической литературой, но ему явно не хватает практики — как в изложении сюжета, в построении предложений, так и в причинно-следственной безупречности повествования. Потенциал, требующий непременного развития.

Павел Лец. «РазРешение»

Почерк мастера, который уже несколько лет участвует в конкурсах и показывает стабильно хорошие результаты. Единственный, на мой взгляд, недостаток рассказа заключается в чрезмерности употребления научно-медицинских терминов. Они — утяжеляют. Они — не для здесь…

Моргана Руднева. «Становится темно и батарея садится»

Коротко, изящно, вкусно.

Андрей Рябов, Лека Манн. «Метро»

Сразу же возникло стойкое ощущение чего-то давнего, знакомого. Память поскрипела и выдала ассоциацию с «Листом Мёбиуса» А. Дейча. Мне еще показалось, что кроме девушки в бежевом плаще все остальные персонажи просто лишние. Гораздо интереснее было бы наблюдать за «контактом» двоих в созданной ситуации.

Владимир Дементьев. «Заурядный случай»

Забавно, не более того. Видно, что автору есть что сказать, но не хватает мастерства выразиться безупречно.

Дмитрий Сарвин. «Исход»

Симпатичная история могла бы оставаться такой, если бы в конце автор не переврал слова А.Ахматовой. Не верю, что бортовой компьютер мог быть способен на перефразировки. Тем не менее, читается легко, потому что написано неплохо.

Леонид Исаенко. «Всевидец»

Написано интересно, живенько, но как-то скомкано. Из этой идеи можно было бы сотворить весьма стройный и менее ироничный рассказ.

Михаил Ламм. «Последний день осени»

Ни убавить, ни прибавить — прекрасная миниатюра. Респект автору.

Николай Бенгин. «Хрупкая цепочка причин»

Замечательная тонкая вещь, от которой остается долгий шлейф послевкусия.

Нина Мазай. «Улыбка Вселенной»

Есть произведения, которые проходят мимо тебя. Или ты сам, пробегая глазами, проходишь мимо них. В силу того, что являешься членом жюри, что обязан оценить каждую работу по семи (!) компонентам — вчитываешься, вдумываешься, взвешиваешь так и эдак.

Но только не с этим рассказом. Он просто поглотил в себя, обволок вокруг осязаемо-неосязаемой реальностью, просочился в мое читательско-человеческое нутро и остался в нем. Навсегда!

 

В заключение хочу пожелать всем авторам неиссякаемого Творчества — самого удивительного дара, приходящего к человеку с Небес. И пусть для каждого сбываются мечты!