На главную Сильно!
E-mail

Сильно!

 

Дорогие и уважаемые участники конкурса!

Прежде всего спасибо за острые ощущения! Сначала свою остановку чуть не проехала, потом гречка пригорела, и срочную работу сделать забыла — еле выкрутилась…

Но ни на минуту не пожалела, что, отложив дела, принялась читать.

Сначала — о заворожившем (соответственно, самый высокий балл)

 

Максим Стрежный «Миф о мире»

Захватило страстное стремление к мечте о свободе и радости, прочь из духовной духоты и жестокости. Сосуществование двух миров. Тот, о котором речь — интересно выстроен и невыносим. Во втором живут свободные люди… Точнее, предполагается, что во втором живут свободные люди.

Широчайший простор для интерпретаций. Мне как читателю не помешала кажущаяся переусложненность структуры мироздания — наоборот, понравилась неординарность. Расшифровка — почти в конце: «[Неразборчиво, около 300 знаков] необычная, даже для ереси [Неразборчиво, около 150 знаков] только таким образом удержать подобную массу воды. Нет таблиц, скорее всего, ошиблась в расчетах, но все равно очень похоже. [неразборчиво, около 400 знаков] «окольцованное время» или «временная куколка».

Неслучайные лакуны создают для читателя состояние погружения в неопределенность.

«Истина интересует нас лишь в той мере, в какой мы надеемся оправдать ею прожитую жизнь. Неугодная нам правда убийственна. Но равно убийственна невозможность открыть правду. Губителен и отказ от ее поисков...»

Об авторском стиле — словами самого автора: «Вам быть может кажется, что этим страницам недостает воздуха. Целительного вещества жизни, чудесным образом просачивающегося и в самые темные щели бытия. Бирюзовые искры набирающего силу раннециклового неба. Прохладный лист тополя, который можно погладить прямо через раскрытое окно....

Не то чтобы я не считала важным все это. Но моя тетрадь — не свидетельство жизни. Эта исповедь — пуля...»

Именно так. Потрясающая по напряженности … притча? Для меня этот рассказ — погружение в глубинные слои смысла человеческого бытия, в…. Нет, не буду подбирать слова — лучше дать слово автору: прочитайте, если ещё не читали — возможно, отзовется с той же силой.

 

Андрей Пучков «Берёзовый туман»

На этих-то страницах воздуха с избытком. При четкости, ясности, в общем — прямо скажем — видимой незатейливости сюжета. Несмотря на туман.

При этом достаточно небанальный финал. Такой… полуоткрытый. Вернется следователь — будет разбираться… С березками?

Нет, не с березками. Круче — с самим мирозданием.

Только автор знает (или чувствует?), что именно хотел выразить, но мне это как читателю и не важно. Главное: создан абсолютно реальный, любовно одухотворенный мир, пространство для читательских прогулок, для выстраивания личного отношения к происходящему.

Автор, похоже, человек «не моего» склада, и то, что этот рассказ захватил «не своего» читателя, считаю одним из признаков силы таланта.

           

Михаил Ламм «Запасной ключ»

Пробрало. Мансарда и окно с витражами — перед глазами стоят. Ни одного лишнего слова. Сдержанность. За сдержанностью же…

Второй рассказ Михаила — добротно, профессионально написанный, симпатичный — «Петля Энцелада» — почему-то не особенно впечатлил. А ведь сюжетная основа — та же: потеря и чудесное обретение.

Но «Запасной ключ»… Нет, определенно дело не в сюжете и не в оригинальности (да что вообще такое — оригинальность?), дело в той силе чувств, которая заперта в этих строках, и достаточно просто начать читать, чтобы дверь открылась — и нахлынуло.

           

Галина Соловьева «Нарисуй её молодой»

Этот рассказ считаю удачей автора.

Живой образный ряд.

Красивая, с элементами злободневности, но, в сущности, на все времена история. Жесткая — и в то же время добрая.

                                  

Нина Зай «Напрокат»

Хорошая умная фантастика, увлекательное повествование, Юли и мальчик — живые и симпатичные: я их вижу, они для меня — настоящие, к ним хочется подойти поближе, с такими можно дружить.

Цена комфорта, тема бегства из обесчеловеченного комфорта — часто повторяется, и на конкурсе что-то в ту сторону было, но важно как это сделано. По-моему, сделано славно!

 

Андрей Оболенский «Один день Ивана Денисова и его супруги»

Неожиданно. Мощный лирик выступил с памфлетом. Талантливо, начало заворожило, заговоривший кокунь был апофеозом, но потом рассказ словно сплющился, потерял привычные у Андрея силу и объем. Раиса как-то мало впечатлила, есть некий привкус разочарования… Но это потому, что от Оболенского всегда жду чего-то из ряда вон: «Дом» забыть не могу. А кроме того, тема — не моя. Оценки, ясно, все равно высокие: иначе просто было бы нечестно.

 

Михаил Медведовский «Вкус справедливости»

Все повязаны. И все за всё в ответе. Сильная, страшная, честная вещь. И есть о чем подумать. Впечатлило!

 

Евгений Дзюрер «Заблудившееся время»

Рассказ попадает, на мой взгляд, точно: в больные точки нашей цивилизации. Беготня и усталось, в итоге — нервный срыв от потери смысла.

И — ощупью — поиск выхода, который, слава Богу, еще не закрылся.

Рассказ попал стопроцентно и в мои личные проблемы со временем, которого катастрофически нет. Компьютерные технологии, ускоряя время, замедляют нас. На эту тему есть научные работы, да и на своей шкуре — очень чувствительно (полтора года на дистанционке).

Природа замедляет субъективное ощущение времени.

Хронометр — не более чем метафора, и на мой взгляд, в сюжете роль его условна и малозначительна. Это, представляется мне, создает незначительный диссонанс при чтении.

 

Серей Кардо «Ночная жизнь столицы»

К Сергею, признаться, очень тепло отношусь: он и пишет замечательно, и читатель азартный, неравнодушный. И очень хотелось бы в отзыве — только хорошее.

Но с «Ночной жизнью» что-то не задалось. Мне кажется, перебор: смешались в кучу баня, крысы, пытки, а в результате — сумасшедший дом. До «ареста» — роскошный гротеск с лирической нотой. «Сон» по идее должен смешить читателя, но здесь уже мешает некоторая поверхностность, торопливость повествования, нагромождение клише. В принципе, всё это мотивировано, но «не пробрало». Возможно — «не мой» регистр.

             

Павел Лец «Магазин»

Сильный автор, хороший рассказ. Читать интересно.

 

Николай Самуйлов «Невидаль»

Начало восхитило. Но потом стало скучновато. Вполне читабельно, даже занятно, но начало обещало нечто большее: сменился стиль, на мой взгляд — напрасно.

 

Валерия Василевская «Дитя человеческое»

Хороший рассказ, мелодраматизм достаточно оправдан сюжетом и работает на общую идею, акцент — на человеческих отношениях, но, мне кажется, мир немного недорисован — это скорее внешний схематичный фон для личной драмы. Кое-что смущает. Невероятно быстрая деградация земного экипажа, например. Или тотальное исчезновение земных животных. Если говорить о языке — смущает обилие уменьшительных суффиксов при создании образа подростка: «кроватка», «ладошка»… Но, возможно, это всё субъективно, особенности читательского восприятия.

                                  

Олег Сафонов «Гладиатор»

Интересно читается, увлекательно, но всерьёз не задело. Опять же: вероятно, субъективное.

           

Две вещи выбиваются из ряда произведений со взрослой во всех отношениях проблематикой: Надежда Сапрыкина «Дракончики с планеты Вегас» — милая детская сказка, и легкая сказочная история Натали Крас.

           

Но не увидела ни одной работы, которая вызвала бы вопрос: «А что этот рассказ на конкурсе делает?»

           

С искренним уважением и самыми добрыми пожеланиями,

читатель

Ольга Чубарова